ВТБ выявил мошенническую схему с ваучерами за отмененный авиарейс

Мошенники начали использовать тему с возвратом авиабилетов с помощью ваучеров, чтобы получить доступ к персональным данным и картам банковских клиентов. Об этом РБК рассказал вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек.

Злоумышленники под видом сотрудников авиакомпаний начали отправлять письма и обзванивать клиентов, которые планировали свои перелеты в этом году, пояснил Киричек. По его словам, мошенники сообщают о новой услуге и предлагают купить у них ваучер. «В случае, если клиент отказывается оформлять ваучер и просит вернуть ему потраченные средства, аферисты обещают помочь «урегулировать вопрос» за определенное вознаграждение. Разговор заканчивается просьбой сообщить данные банковской карты клиента для списания оговоренной суммы, а также код из полученного после этого СМС от банка», — сказал Киричек, напомнив, что для получения ваучера первым в авиакомпанию должен обращаться сам пассажир.


Напомним, тема ваучеров в качестве компенсации за авиабилеты на рейсы, которые не удалось осуществить из-за пандемии коронавируса, начала активно освещаться российскими СМИ с конца апреля. Авиакомпании, среди которых «Аэрофлот», S7 и «Победа», уже разработали механизм возврата потраченных средств за билеты, но без вступления в силу соответствующего закона не могут его применять.

Законопроект, который дает авиакомпаниям такое право, принят Госдумой в первом чтении 12 мая: пассажирам вместо прямого возврата денежных средств будут предлагать оформить ваучеры на сопоставимую сумму, добавляя к ним бонусы и скидки. Деньги по ваучеру могут быть зачислены на специальный депозит клиента в личном кабинете на сайте перевозчика или агрегатора по продаже билетов. Пассажир может использовать эти средства для перелетов на других рейсах и в другие числа, обналичить эти средства можно будет только через определенный срок. В случае если пассажир до окончания периода действия ваучера не воспользовался им, договор о реализации туристского продукта расторгается.

Описанная схема является классическим примером социальной инженерии, когда преступники обманным путем входят в доверие к банковским клиентам, чтобы украсть у них денежные средства. По данным ЦБ, в 2019 году в 69% случаев при хищении денежных средств с банковских счетов граждан использовалась социальная инженерия. Всего за прошлый год преступники украли у банковских клиентов 6,42 млрд руб.

Мошенники начали использовать тему с возвратом авиабилетов с помощью ваучеров, чтобы получить доступ к персональным данным и картам банковских клиентов. Об этом РБК рассказал вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек.

Злоумышленники под видом сотрудников авиакомпаний начали отправлять письма и обзванивать клиентов, которые планировали свои перелеты в этом году, пояснил Киричек. По его словам, мошенники сообщают о новой услуге и предлагают купить у них ваучер. «В случае, если клиент отказывается оформлять ваучер и просит вернуть ему потраченные средства, аферисты обещают помочь «урегулировать вопрос» за определенное вознаграждение. Разговор заканчивается просьбой сообщить данные банковской карты клиента для списания оговоренной суммы, а также код из полученного после этого СМС от банка», — сказал Киричек, напомнив, что для получения ваучера первым в авиакомпанию должен обращаться сам пассажир.


Напомним, тема ваучеров в качестве компенсации за авиабилеты на рейсы, которые не удалось осуществить из-за пандемии коронавируса, начала активно освещаться российскими СМИ с конца апреля. Авиакомпании, среди которых «Аэрофлот», S7 и «Победа», уже разработали механизм возврата потраченных средств за билеты, но без вступления в силу соответствующего закона не могут его применять.

Законопроект, который дает авиакомпаниям такое право, принят Госдумой в первом чтении 12 мая: пассажирам вместо прямого возврата денежных средств будут предлагать оформить ваучеры на сопоставимую сумму, добавляя к ним бонусы и скидки. Деньги по ваучеру могут быть зачислены на специальный депозит клиента в личном кабинете на сайте перевозчика или агрегатора по продаже билетов. Пассажир может использовать эти средства для перелетов на других рейсах и в другие числа, обналичить эти средства можно будет только через определенный срок. В случае если пассажир до окончания периода действия ваучера не воспользовался им, договор о реализации туристского продукта расторгается.

Описанная схема является классическим примером социальной инженерии, когда преступники обманным путем входят в доверие к банковским клиентам, чтобы украсть у них денежные средства. По данным ЦБ, в 2019 году в 69% случаев при хищении денежных средств с банковских счетов граждан использовалась социальная инженерия. Всего за прошлый год преступники украли у банковских клиентов 6,42 млрд руб.